Предыдущая часть
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

Первые шаги.

Содержание этой части.

Глава 1.Где граница наших возможностей?

Тема I.Основное преимущество.
Тема II.Рассмотрим пример задачи анализа.
Тема III.Правильность решения задачи анализа.
Тема IV.Что такое научный метод.
Глава 2.Где еще можно узнать про научный метод.
Глава 3.Как работает научный метод.
Тема I.Реальность и модель.
Тема II.Методические ошибки модели.
Тема III.Составление модели.
Вопрос 1.Какая модель лучше.
Вопрос 2.С помощью чего мы будем изучать научный метод.
Вопрос 3.Особенности научного метода в физике.
Тема IV.Логика и научный метод.

  1. Где граница наших возможностей?
  1. Основное преимущество.

Существует популярное объяснение деятельности человека, которое основано на том, что, несмотря на все отличия людей от животных, человек, как живое существо, которое является частью общей системы живых организмов на Земле, подчиняется основным закономерностям этой системы: ведет борьбу за выживание, старается оставить после себя потомство и т.п.

С этой точки зрения, живые организмы имеют какие-либо приспособления или способы поведения, которые дают им преимущество перед другими организмами в борьбе за выживание. Таким наиболее заметным отличием человека от любого другого живого существа является его разум.

Каждое приспособление для выживания имеет смысл только в некоторой области, для которой оно предназначено, вне которой такое приспособление если не вредно для организма, то бесполезно. В пределах области своего применения, однотипные приспособления разных организмов могут быть сравнены между собой для нахождения наиболее эффективного варианта.

Областью применения разума является управление организмом, принятие решений для осуществления организмом тех или иных действий в нужное время. Задачи, которые стоят перед разумом, можно разделить на две большие группы: задачи синтеза и задачи анализа.

Задачей синтеза является достижение организмом некоторого, точно определенного его разумом, результата с использованием имеющихся средств. Например, человек хочет создать приспособление, которым он может отгребать снег – лопату. Он описывает для себя такое приспособление, которое может решить такую задачу, в виде прочного листа для снега и длинной ручки для рук и мастерит подобную вещь из имеющихся материалов.

Задачей анализа является нахождение разумом организма причин какого-либо явления по их имеющимся последствиям. Например, принятие умозаключения о том, что если через дырявую крышу сарая капает вода, то на улице идет дождь.

Не секрет, что именно наличие разума обеспечивает полное преимущество человека над всеми остальными живыми организмами на Земле в целом, если отсутствуют неблагоприятные для человека ограничения.

Давайте попробуем ответить на вопрос, является ли наличие разума в том виде, как он представлен у человека, абсолютным преимуществом, которое гарантирует победу человека над животным именно в пределах области применения разума, в задачах синтеза и анализа.

Можно сказать с уверенностью, что в решении задач синтеза и применения для этого орудий труда и иных доступных ресурсов разуму человека нет равных среди известных живых существ. Но совсем иная картина наблюдается в задачах анализа.

  1. Рассмотрим пример задачи анализа.

Пусть мы хотим вырастить хороший урожай морковки в космической теплице и хотим использовать для этого метод ее выращивания в жидкости.

Путь существует конечное число причин (пусть их будет 100), которые определяют полезность (+, пусть их будет 80) или бесполезность (-, их останется 20) такого метода выращивания моркови в наших условиях.

На рисунке в виде большого круга изображено множество всех причин, которые влияют на рост урожая моркови. Этот круг разделен горизонтальной кривой на неравные части, в верхней части, отмеченной знаком (-), группируются причины 'против', в нижней, отмеченной знаком (+), группируются причины 'за'.

Мы с вами, видя этот рисунок, точно знаем, что причин (+) в четыре раза больше, чем причин (-). Посмотрим, какое решение примет человек, который решает вопрос о пригодности этого метода выращивания моркови, если он не знает, сколько всего этих причин и какие они.

Как видно из рисунка, при решении задачи анализа, человек обнаружил и использовал из всех возможных причин четыре причины 'за' (+) и одну причину 'против' (-), на рисунке они помечены черными кружками. Какое решение должен принять человек?

Можно сравнить между собой их количество и принять решение, в пользу того, количество которых больше. Если так, то в этом примере человек не ошибся, и даже соотношение причин (+) и (-) такое же, какое было бы и при учете всех факторов: четыре к одному.

Теперь предположим, что причины, которые обнаружил человек, поменяли свои знаки, т.е. было найдено четыре причины (-) и одна причина (+). В этом случае, при решении задачи анализа, человек примет неправильное решение, которое не соответствует реальности.

  1. Правильность решения задачи анализа.

Предположим, что наше мышление логически верное, не содержит логических ошибок.

В этом случае, правильность решения задачи анализа зависит от того, что не все факты, от которых зависит это решение, могут быть известны. Во многих случаях, общее число причин может быть очень большим, в практических применениях это число можно считать неограниченно большим.

Случайно взятые факты, найденные человеком при решении задачи анализа мы назовем случайной выборкой, или просто выборкой.

В примере, который изображен на рисунке, выборка полностью отражает реальный расклад сил и ее называют представительной.

В измененном примере, выборка не соответствует реальному раскладу сил и не является представительной. Логически безупречное решение, принятое по таким исходным данным, не имеет к реальности никакого отношения.

Достаточно очевидно, что если общее число фактов, которые влияют на результат очень велико, то наращивание числа известных фактов до пределов, в которых они еще могут быть использованы человеком, не дает никаких гарантий, что выборка станет представительной, т.к. все факты могут оказаться из одной половинки, все из (+) или из (-) на нашем рисунке.

  1. Что такое научный метод.

Есть такое животное – скорпион, он в случае опасности, тоже инстинктивно, всегда жалит жертву своим хвостом. Но есть другие животные, которые не боятся его хвоста и даже питаются скорпионами. Если бы скорпион умел удивляться, он, видимо, сильно испытал бы это чувство оттого, что втыкание хвоста в тело такого животного не оказывает ожидаемого действия.

Человек, словно этот скорпион, во всех жизненных ситуациях инстинктивно пытается решить задачу анализа, т.к. в обычных условиях часто добивается успеха. Это создает у человека чувство ложной уверенности в том, что его врожденные умения в этом вопросе всегда обеспечивают эффективный способ решения жизненной трудности.

Но это не так, любой, даже самый примитивный живой организм, который знает причину какого-либо явления, недоступную для определения ее разумом человека с помощью анализа ее последствий, имеет абсолютное преимущество перед человеком там, где знание этого явления определяет исход борьбы за существование.

Что же делать человеку в этом случае? Одним из способов исправления положения является использование специальных методов анализа окружающего, которые не являются для человека врожденными, а приобретаются им при обучении. Целью этих методов является приближение случайной выборки к представительной и ясное понимание и оценка отличий имеющейся выборки от представительной.

Одним из таких методов анализа окружающего и является научный метод, о нем мы здесь будем говорить.

  1. Где еще можно узнать про научный метод.

В этой работе я попробую описать именно научный метод сам по себе, таким образом, как это мне нравится.

Научный метод в той или иной форме может применяться во многих областях деятельности человека, исключая, может быть, деятельность, в которой человек выступает в качестве автомата, функционирующего по заданной программе.

Впервые с таким названием этого метода я встретился в книге К. Вилли 'Биология' (Мир, Москва, 1966 (перевод с англ. 1962), глава 1, п. 4), но не стану советовать начинающему знакомиться с научным методом по этой книге, впрочем, эта книга и не о научном методе как таковом. Полагаю, что только перечисление основных качеств этого метода не дает его хорошего понимания, этого можно достигнуть только в связи с конкретными практическими применениями этого метода.

Одна из попыток описания такого способа объяснения научного метода сделана в книге 'Химия. Курс для средней школы.' (Мир, Москва, 1971 (перевод с англ. 1963), глава 1 и 2), научный метод там называется научной деятельностью.

Но, тем не менее, сама по себе эта книга не о научном методе, а о химии, и научный метод показан там лишь в той степени, в какой в нем есть необходимость для использования в главной теме.

  1. Как работает научный метод.
  1. Реальность и модель.

Начнем с очень важного и ключевого утверждения, что мир не таков, каким он кажется. Это кажется тривиальным (простым) и не очень практически полезным. Но понимание этого простого факта является необходимым в использовании научного метода.

Рассмотрим пример. Есть два ящика (левый и правый) и камень, который можно положить в один из ящиков. Также есть качественные фотокопии пустого ящика и ящика с камнем, которые можно укрепить сверху ящика так, что они закрывает дно.

Видим

Реально

Проведем научный эксперимент, состоящий и нескольких попыток (из пяти), в которых человек будет указывать, в каком ящике лежит камень, смотря на установленные вдали ящики, которые ему будут периодически показывать.

Результаты эксперимента мы занесем в таблицу, в которой в графе 'видим' мы будем отмечать показания человека, а в графе 'реально' то, куда именно экспериментатор положил камень.

1

Левый

Левый

2

Правый

-

3

-

Левый

4

Левый

-

5

Левый

-

Результаты такого эксперимента удручающие. Человек правильно указал только один раз, т.к. не смог издалека отличить хорошую картинку от реального предмета, хотя действовал добросовестно. Что же показывает результат нашего простого научного эксперимента?

Он показывает очень важный факт, что всегда существует принципиальная, никогда не стираемая разница между тем, что есть на самом деле в реальности и тем, что об этом думает человек, что ящик снаружи человека и его представление в голове человека есть разные предметы. Это тоже кажется абсолютно очевидным, но вы может быть еще не раз удивитесь, если встретитесь в жизни с упорным отрицанием этого простого факта.

В быту это различие стирается, человек находится в окружении привычных предметов, это окружение незыблемо он помнит о нем с пеленок и для него то, что он думает о предмете, совершенно идентично самому объекту размышлений. Если указать ему, что это не так, он не поверит, не признает в этом наличие практического смысла, а наш эксперимент он объяснит жульничеством экспериментатора или, в лучшем случае, возразит, что в природе никто нам картинки не подкладывает.

Тем не менее, это принципиальное свойство человеческого мышления, составлять модель реальности в своей голове по имеющимся у него данным о реальности и всегда, еще раз это подчеркнем, всегда будет различие. Можно сказать, что человек совсем ничего не знает о реальности, кроме того, что он о ней предполагает.

  1. Методические ошибки модели.

Модель реальности может хорошо или плохо к самой реальности приближаться, т.е. соответствовать ей. Рассмотрим несколько важных видов методических отличий моделей от реальности, т.е. таких неточностей, которые вызваны не случайными ошибками, а обусловлены самим существованием модели.

  1. Ограниченное число свойств объекта, которое известно человеку.
  2. Человек получает информацию о свойствах объекта из ограниченного числа источников, от своих органов чувств: зрение, слух, обоняние, температурная чувствительность.

    Все приборы, которые придумал человек, преобразуют какие-то свойства реальности в вид, пригодный для их регистрации человеческими органами чувств, например, для наблюдения непосредственно глазом (электронный микроскоп, ультразвуковая диагностика).

    Многие свойства реальности, например, электричество, человек не может ощущать, но знает об их существовании по их действию на пробные тела. Если свойство никак себя не проявило, то узнать о нем невозможно. Означает ли это, что если человек не видит что-либо, то этого не существует? В рамках модели - да, в рамках реальности - нет.

    Нет никаких оснований считать, что то, что в настоящий момент недоступно нам для изучения, не существует. В подтверждение тому есть много примеров: было открыто электричество, ядерные силы, новые химические элементы и до их открытия про них не знали, но это не означает, что их тогда не существовало.

    Забегая вперед надо сказать, что выдумать можно очень много свойств и разнообразных мифических полей, но признать, что они имеют отношение к реальности, может заставить только честно проведенный опыт.

    Вероятно, огромное число свойств реальности человеку неизвестно. Понять это можно на примере слепого, которому недоступны вид и цвет предмета, изменение видимого размера с расстоянием. Человек подобен слепому в мире настоящей реальности. Вполне возможно, что реальность обладает бесконечным числом свойств.

    Попробуем выяснить, чем вызвано такое предположение. Рассмотрим пример. Пришел слепой, взял шар и убедился, что он: круглый, тяжелый и холодный. Пришел зрячий и убедился, что шар красный. Почему здесь следует остановиться и начать строить теорию Вселенной на основе случайно подмеченных закономерностей?

    Люди всегда пытались строить законченные картины мира. Вспомним, что 19 век постулировал конкретное мышление, основанное на подтвержденных опытом теориях и вводил такой взгляд на мир, что то, чего я не вижу и не могу проверить на опыте, не существует, так же этот век давал надежду на скорое понимание процессов, происходящих в природе.

    Но это самонадеянное мышление пострадало в начале 20 века от своей же собственной аксиомы, когда с помощью более качественных опытов были обнаружены свойства объектов микромира, аналогий для которых в обычном макромире не нашлось и, что само главное, опровергло теории строения мира, которые были построены на существовавшей в 19 веке опытно-теоретической базе и казались незыблемыми.

    Старые теории верны при некоторых условиях, можно рассчитывать, что на настоящее время для большего количества условий понятен некоторый объем закономерностей, но причем тут полнота свойств объектов? Из каких соображений следует рассчитывать, что объекты имеют ограниченное число свойств и могут быть сколь-нибудь полно описаны? Оснований так думать нет, более того есть основания думать, что, как уже говорилось, реальность обладает бесконечным числом свойств, но об этом позже.

    И, конечно, классическая тема, которую нельзя упустить в этом разделе, о том, как с позиции использования научного метода относиться к вопросу существования бога, о том, возник ли мир сам по себе, или был создан богом и т.п.

    Особенно интересна эта тема при бурном в последнее время развитии под вывеской научной деятельности: астрологии, магии, волшебных полей и иных чудес. Есть даже известное обращение Президиума РАН (принятое постановлением от 16 марта 1999 г. № 58-А) с просьбой оказать противодействие популяризации антинаучных взглядов (текст можно посмотреть здесь: http://courier.com.ru/nauka/sv_119.htm, http://stolica.narod.ru/occult/w/004.htm ).

    Если верить религиозным источникам (библии), то вера в бога относится исключительно к использованию верующим определенного способа мышления, а не к обсуждению способов возникновения мира или жизни древних людей, хотя такие описания там присутствуют.

    Из этих же источников можно выяснить, что верить в бога означает соблюдать его заповеди безусловно, не только в действиях, но и в мыслях, даже в каких-то, как кажется, случайных или маловажных раздумьях.

    Соблюдать заповеди, значит применять некоторые аксиомы в рассуждениях и действиях, которые в рамках 'веры в бога' доказать или опровергнуть невозможно. Этих аксиом всего десять, и те люди, которые используют их в своих умозаключениях, как раз и являются верующими.

  3. Неточности датчиков доставляющих информацию (органов чувств).
  4. Приборы, которые улучшают органы чувств человека (термометры, микроскопы), имеют определенные неточности, погрешности измерений и преобразований информации.

    Например, термометр может показывать температуру 35 градусов, при реальной температуре в 38 градусов. Можно взять термометр лучше, но ошибка меньшего размера останется всегда, это принципиальное ограничение, присущее всем видам измерений, мы обсудим позже.

    Зрение и слух человека также способны создавать подобные ошибки.

  5. Умышленное упрощение модели (абстракция).

Возможности человеческого мышления по учету и анализу всех свойств модели весьма ограничены. Поэтому, составляя модель реальности, которая и так уже принципиально не отражает всех свойств реальности, человек умышленно вносит дополнительные неточности, которые не сказываются существенно на результат анализа модели.

Такое умышленное отбрасывание незначащих или конкретных частных свойств предмета, переход к более простому, обобщенному, идеальному предмету называется абстракцией. Например, при падении шара с высоты в несколько метров, силу тяжести, действующую на шар, можно считать неизменной, но при большом удалении шара от земли, эта сила существенно убывает, и считать ее неизменной уже нельзя.

  1. Составление модели.
  1. Какая модель лучше.

Вопрос о правильности соответствия модели и реальности отдельный и трудный. Построение модели может быть процессом творческим, трудно формализируемым и почти всегда итерационным (повторяющимся), с внесением уточнений в уже созданную модель и последующей проверкой.

Важно понимать, что когда идет спор о том, какая модель правильная, а какая нет, разговор идет не о правде и лжи, а о том, какая из моделей лучше приближается к реальности. Ни одна из конкурирующих моделей не является истинной.

Например, при споре о том, является ли Земля круглой или плоской все обычно заявляют, что истина в том, что Земля круглая. Но можно возразить, что форма Земли сложнее, чем шар, а модель плоской Земли позволяла делать определенные астрономические предсказания, хотя модель круглой Земли в большинстве случаев существенно лучше приближается к реальности.

На этом заканчиваются первые шаги в изучении научного метода. Чтобы идти дальше, от слов к делу, и научиться применять научный метод, нам надо использовать простые примеры, результаты которых хорошо известны на практике и правильность наших расчетов в числах легко проверить.

  1. С помощью чего мы будем изучать научный метод.

Я подумал и не нашел ничего лучше, чем использовать для этого рассмотрение механического движения тел. Этими вопросами занимается раздел физики 'механика'.

Физика изучает природу, окружающий нас мир и различные взаимодействия между объектами, те из них, которые традиционно не отнесены к химическим, биологическим. Но это не значит, что научный метод не может быть применен к химии, биологии или иной научной или инженерной деятельности человека, к его обучению.

Наверное, более важной, чем физика и наиболее нужной в настоящее время, является наука о том, как устроено и живет человеческое общество. В наше время такая наука, которая пыталась бы изучить настоящие причины происходящих в обществе явлений, не развивается и не имеет традиционного названия. Может быть, что одних и тех же результатов с участием людей (то, что эта наука должна изучать) можно добиться разными способами: хорошими и полезными для людей и не очень хорошими и полезными, но более простыми, которые предлагает нам природа сама по себе.

Мы говорим про хорошие способы относительно плохих (а не про абсолютно хорошие), которые устраняют, с помощью своей сложности, объективно существующие, всем известные на опыте, недостатки простых способов и не привносят новые недостатки.

Помимо того, что хорошо лучше, чем плохо, что согласно некоторым нормам морали должно быть самодостаточным основанием, простые способы вместо ожидаемых результатов могут привести к катастрофическим последствиям, как плохой инструмент для выживания приводит к гибели организма.

Поиск же хороших способов, как и любая целенаправленная деятельность, сопряжен с серьезными трудностями и требует применения подходящих методов анализа реальности, что нужно для выявления и объяснения реальных, а не побочных внешних причин, которые заставляют отдельных людей и их группы предпринимать те или иные действия.

Как уже говорилось, человек во всех случаях инстинктивно пытается решать задачу анализа, вполне доверяя результату решения, поэтому он начинает искать доказательства, например, оснований той или иной веры или нормы морали или иных утверждений о том, как устроено и живет человеческое общество.

Часто он делает это неявно для себя, например, тогда, когда он принимает то или иное решение по вопросу, которое будет противоречить или не противоречить основаниям той или иной веры или нормы морали.

Нужно помнить о том, что обоснование правильности нашей позиции в вопросе принятия или непринятия этих оснований, которое мы пытаемся инстинктивно построить на анализе реальности, может не иметь к реальности никакого отношения. Это происходит от несовершенства методов анализа даже той реальности, в которой человек живет постоянно.

Поэтому полученное нами такое кажущееся подтверждение справедливости или не справедливости нашей позиции есть слишком легковесное доказательство, вопрос принятия или непринятия этих оснований пока что остается вопросом реально разрешаемым из предвзятых убеждений о том, как должны действовать люди и общество, вопросом разрешаемым на веру.

Как правило, эти основания и нормы предлагают какие-то ограничения на все возможные действия людей и требуют от людей некоторых усилий. Хочется предостеречь от отказа эти усилия совершать, оправдывая себя результатами не очень качественного анализа реальности вокруг нас.

Можно дать общий совет: если вы не уверены в правильности решения, то не принимайте такое решение, которое (или последствия которого) вы не сможете позже отменить и старайтесь не попадать в ситуации, когда особого выбора нет.

Другими словами, невозможно отрицать одни основания или нормы морали и не исповедовать при этом, даже не отдавая себе в этом отчет, какие-то другие. Так или иначе, это признают многие специалисты по самым разным и неожиданным направлениям человеческой деятельности. Вот что можно прочитать у Макконела и Брю в их “Экономикс”, когда они цитируют Дж. М. Кейнса, это звучит примерно так: идеи экономистов и политиков правят миром, и те люди, которые считают себя совершенно свободными и неподверженными никакому влиянию, являются рабами этих идей.

Все, что касается принятия решений, конечно, не может быть использовано теми людьми, чьи поступки определяются исключительно их желаниями: “хочу/не хочу”, “приятно/неприятно” или желаний, имеющих псевдорациональную основу: “все так делают” или “надо”. Если вернуться к тем же религиозным источникам (библии), то можно выяснить, что не рекомендуется жить как животное и рекомендуется раздумывать над своими действиями и своими жизненными путями.

Что же о трудностях, которые при этом возникают, то это своеобразный признак того, что вы на верном пути, хотя такой признак не всегда точен. Кажется, именно Эйнштейн говорил то, что к знаниям нет легких путей, а с философских позиций, это основное проявление жизни – противопоставлять упорядоченное беспорядочному и прилагать при этом некоторые усилия, легко только покойнику.

Жить не так, как животное означает не просто иметь разум или хороший метод для выживания, но и иметь цели в жизни, отличные от целей животного, которое занято только отправлением естественных надобностей, иначе все хорошие методы породят лишь более злобных и агрессивных животных, которые заполонят все вокруг. К сожалению, судьба любого вида животного, занятого только отправлением естественных надобностей – вымирание.

В любом случае, не обсуждая истинность вымирания животных, призываю вас постараться просто быть хорошим человеком (хотя это звучит смешно и немодно), не богатым, не сильным, не знаменитым, а именно хорошим. Что такое хорошо? Попробуйте придерживаться таких правил, которые требуют от вас усилий, которые не придают необратимых последствий вашим действиям, которые много лет признаны людьми - тех же прописных библейских истин. Что вы теряете? Если что, вы всегда сможете от них позже отказаться.

Следует учесть, что сами по себе слова этих истин могут использоваться людьми для каких-то своих целей, и следует соблюдать осторожность, чтобы не забыть смысл этих слов.

Но вернемся к изучению научного метода на простых практических примерах. Одна из интересных особенностей решения физических задач состоит в том, что создается двухступенчатая модель реальности.

  1. Особенности научного метода в физике.

Сначала создается физическая модель реальности (с полным пониманием отличия реальности от модели), которая описывает что именно происходит, как говорят, качественно. Затем на ее основе создается математическая модель, которая более абстрактна, но позволяет точно ответить на вопрос в каких количествах (числах) это происходит, численно, как говорят, количественно.

При решении физических проблем используется уже накопленный опыт, те свойства, которые в обычных условиях уже известны человеку давно. Этот опыт выражается в физических законах, как их еще называют, в законах природы. Все известные физические законы являются физическими и математическими моделями реальности, которые считаются стандартными и достоверными при определенных условиях.

Успешное решение физической проблемы опирается на две вещи:

  1. на знание стандартных физических моделей и условий их применения;
  2. на умение строить для каждой конкретной задачи подходящие модели, которые сводятся к стандартным или используют их так или иначе.

Поэтому далее мы будем рассматривать стандартные модели. Для этого желательно иметь хотя бы поверхностное представление о механике, которое дается при первом изучении физики в школе.

Это требование к поверхностному знакомству с предметом вытекает из интересного свойства процесса обучения человека – его повторяемости, т.е. приходится по несколько раз, но с иным подходом, возвращаться к тому, что уже, как казалось бы, хорошо известно.

Возникает законный вопрос: “а нельзя ли так построить процесс обучения, чтобы пройти его за один проход”. Оказывается, что так нельзя. В зависимости от уровня подготовки, человек интересуется и может понять различные особенности изучаемого объекта.

Также многие объекты требуют для их изучения знания других объектов, которые, в свою очередь, для изучения требуют знания этих. Разрубить этот порочный круг можно, только много раз проходя, казалось бы, одни и те же вопросы, каждый раз все более качественно и подробно их изучая.

Давайте приступим.

  1. Логика и научный метод.

Но перед этим отметим, что все разговоры об улучшении методов анализа имеет смысл вести только тогда, когда человек в рассуждениях придерживается общепринятых правил логики. Знание этих правил совершенно необходимо для принятия решений, для эффективного и полезного обсуждения вопросов с другими людьми и для построения доказательств и объяснений.

Научный метод опирается на использование этих правил и по этой причине создано приложение “Краткие сведения по логике”, содержащее выборочные статьи из справочника по этому предмету. Этих сведений может оказаться недостаточно и они лишь обрисовывают круг проблем, на которые следует обратить внимание.

Но, тем не менее, если решение этих проблем вам не очень знакомо, то крайне не рекомендуется начинать изучение научного метода с этого приложения и не зря эти вопросы вынесены в приложение, а не рассмотрены сразу.

Материал в этом приложении по стилю и по цели изложения имеет справочный характер и обращаться к этому приложению следует по мере возникновения каких-то непониманий в тексте “Научного метода” начиная с части второй (“Стандартные модели”).

Следующая часть
ОБЩЕЕ СОДЕРЖАНИЕ


Хостинг от uCoz